Классификация РАС

Аутизм –  это комплексное нарушение развития, для которого характерны различные проявления, возникающие в раннем возрасте и имеющие постоянное течение. Симптомы заболевания аутизмом обычно сохраняются и в зрелом возрасте, хотя чаще – в более мягкой форме.

Для определения аутизма необходимо наличие определенной триады:

  • дефекта социального взаимодействия;
  • нарушения взаимоотношений;
  • ограниченности интересов и повторяющегося ритуального поведения.

Расстройство аутистического спектра: симптомы

Аутистический спектр у детей может проявляться по-разному. На сегодняшний день выделено несколько критериев, на которые нужно обязательно обращать внимание:

  • Жизненно важные функции: трудности кормления, выборочный аппетит, расстройства сна, нарушения реакции на раздражители и пр.
  • Социальное взаимодействие: ребенок напряженный или отстраненный, не копирует поведение взрослых, реакция на эмоции неадекватна (когда ребенку больно, он не плачет, а кусает себя и т.п.); общение не сопровождается жестами и мимикой; отношение к другим людям выстроено по типу предметов (ребенок использует окружающих, например, чтобы достать печенье или попить воды).
  • Коммуникативные проблемы: нарушения речи (вплоть до полного отсутствия), ребенок не отзывается на имя; общение часто по «попугайному» типу.
  • Поведение: стереотипное, сопровождается ритуальными действиями, аутоагрессией (травмирование себя и пр.).
  • Моторика: нарушена координация движений, жестов мало, поза скованная. Нередки и случаи «парадоксальных» навыков: исключительного балансирования и др.
  • Восприятие: ребенок часто изучает предметы, обнюхивая и облизывая их, чувствителен к касаниям или наоборот сосредоточен на телесных ощущениях.

У детей с аутизмом не всегда встречаются все отмеченные проявления, при этом каждый ребенок имеет свой «набор» симптомов разной степени выраженности.

Классификация РАС

Широкий спектр возможных проявлений, а также недостаточная изученность заболевания не позволяют составить единой верной классификации аутизма. Однако доктор психологических наук Никольская О.С. выделила четыре основные группы раннего детского аутизма:

  1. Отрешенные от внешнего мира. Это дети с самой глубокой и агрессивной патологией. Их поведение похоже на постоянную миграцию от предмета к предмету; они не способны к самообслуживанию, не нуждаются в контакте с окружающими; не говорят.
  2. Отвергающие окружение. Поведение таких детей жестко стереотипное (нарушение привычного распорядка вызывает агрессию); они малоконтактны, но зачастую наблюдается тесная связь с матерью. Речь односложная, по «попугайному» типу; чаще всего способны к простейшему самообслуживанию.
  3. Замещающие мир вокруг. Такие дети отличаются патологическим влечением к определенным вещам/темам, поэтому их знания узкие и глубокие, но только в тех сферах, которые их интересуют. Монолог имеет энциклопедическую развернутость, но диалог слабый. Этих детей можно подготовить к обучению в обычной школе.
  4. Сверхтормозные – дети с наименьшей аутистической преградой. Они способны к спонтанности и нестандартности, но в коллективе робкие, безынициативные и пугливые. Быстро усваивают «образец» поведения в социуме, из-за чего стараются следовать общим критериям «правильности». Иногда им сложно концентрировать внимание.

Синдром Аспергера – это первазивный дефект развития, известный как аутизм с высоким функционированием. У детей с таким расстройством практически нет задержки в формировании речи, они контактны, поддерживают диалог (однако с уклоном в монолог, при этом ребенок может часами говорить о волнующих его вещах). Такие дети общаются со сверстниками, но их эмпатия ограничена, а игры принимают нетрадиционный характер. Физически они отличаются неуклюжестью, тогда как имеют хороший интеллект и память.

Стоит понимать, что ребенок, страдающий аутизмом (вне зависимости от группы), более или менее отстранен от внешнего мира, а все его переживания сосредоточены вокруг замкнутой внутренней жизни.

Это интересно

Упражнения для шеи
Эффективность восстановительного лечения больных ДЦП методом динамической проприоцептивной коррекции (ДПК) с применением рефлекторно-нагрузочного устройства “Гравистат” исследована на базе ДПБ №18 г.Москвы, Детского психо-неврологического санатория “Калуга-Бор”, ФГУП ФЦЭРИ по программе, предусматривающей комплексную клинико-физиологическую оценку.
Подробнее
Артрит
Традиционно артритом называют воспаления суставов, которые носят самое разное происхождение. Это может быть как самостоятельным заболеванием (напр. спондилит), так и проявлением какой-либо другой болезни (напр., ревматизм).
Подробнее
Нарушение осанки
Эволюция человека дала ему много ощутимых преимуществ. Помимо интеллекта, возможности выражать мысли и добиваться целей природа наградила людей возможностью ходить прямо, что в первую очередь поставило их на высшую ступеньку развития.
Подробнее
Спинальные дизрафии: от неолита до наших дней
Врожденные патологии позвоночника и спинного мозга — ровесники человечества. Это подтверждают многочисленные исследования, проводимые палеонтологами. В период неолита, за 5 тысяч лет до н.э., уже существовали описания патологий позвоночника. Записи по этой теме были и 3 тысячи, и 800 лет до н.э.
Подробнее