Учусь слушать и воспринимать

Советы логопеда

Е.В. Кириллова,

канд. пед. наук, доцент кафедры

современных технологий реабилитации МГОУ

У детей с ДЦП отмечаются большие трудности в становлении речевого развития. В свою очередь, это определяет трудности формирования целостных представлений об окружающем мире и тормозит потребности ребенка в общении. Ведь и внимание, и память, и воображение, и мышление ребенка развиваются в процессе формирования и развития речи.

Один из основных вопросов, который волнует родителей: «Будет ли мой ребенок говорить?» Родители должны как можно раньше обратиться к логопеду, чтобы получить коррекционно-педагогическую помощь. Участие логопеда в данном случае необходимо для оценки возможностей ребенка. Логопед поможет родителям наметить прогноз, от которого зависит социальная адаптация. Именно прогноз дальнейшего развития наиболее важен для родителей. Одними из наиболее часто задаваемых вопросов являются такие: «Заговорит ли мой ребенок?», «Сколько времени потребуется?», «Сколько раз в неделю нужно заниматься с логопедом?», «Сможет ли в дальнейшем ребенок посещать школу?» и др. На эти и другие вопросы можно ответить только проведя комплексное обследование и установив правильный речевой диагноз.

Особенно продуктивным и важным для развития речи в целом является период раннего и младшего дошкольного возраста — от года до трех-четырех лет.

Нарушения речевого развития, неумение говорить не исчезают сами по себе — нужны специальные занятия. Но занятия с логопедом занимают 30–40 минут в неделю, большую часть времени ребенок находится дома. Поэтому родители, особенно мама, должны создать необходимые условия для успешного речевого развития ребенка. Чуткие и внимательные родители, даже не имея логопедической подготовки, смогут поправить положение и помочь своему ребенку.

Специфичность фонематического восприятия у детей с ДЦП приводит к тому, что формирующиеся знания и навыки являются непрочными, поверхностными, фрагментарными, не связанными в единую систему. Это — «пассивный багаж», он не обеспечивает основы, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение.

Как нарушается фонематическое восприятие у детей с ДЦП?

Способность к слуховому восприятию и акустическая память вырабатываются у ребенка не сразу, а в результате постепенного речевого развития. У детей с ДЦП в большинстве случаев отмечаются нарушения становления фонематической системы.

Вашему ребенку тяжело переключиться с одного звука на другой, ему трудно сливать звуки, слоги, организовывать фразу? Отмечается ли у него недостаточность слухоречевого ритма? А ведь именно ритм влияет на активизацию деятельности анализаторов, становление межанализаторных связей и развитие интегративной деятельности мозга. Конечно, у всех детей с ДЦП сложности в овладении звуковым составом слова не одинаковы. Одни дети (с выраженными задержками речевого развития) испытывают значительные трудности в расчленении слов на отдельные звуковые элементы, другим (с различными формами дизартрии) доступны простые формы звукового анализа и трудности отмечаются при анализе слов с дефектно произносимыми звуками.

Всем детям с ДЦП свойственна слабость слухового внимания, трудности локализации звука, что затрудняет понимание обращенной речи. Нередко отмечаются нарушения сенсорных функций различной тяжести (в зависимости от преимущественной локализации поражений мозга и характера нарушений мышечного тонуса).

Как определить, что у Вашего ребенка низкий уровень фонематического восприятия?

  • Ребенок нечетко различает на слух фонемы (минимальные единицы звукового строя языка, которые служат для построения и различения слогов, слов) в собственной и чужой речи;

  • ему присуща недостаточность слухоречевого ритма и нарушение динамического праксиса (способность к выполнению целенаправленных автоматизированных речевых актов);

  • он допускает многочисленные ошибки при передаче ритмического рисунка на уровне слова;

  • оказывается неготовым к элементарным формам звукового анализа и синтеза.

Что же родителям предстоит сделать прежде всего?

  • Если Вы предполагаете, что у ребенка снижен слух, обратитесь к специалисту. Современные объективные методы исследования слуха позволяют выявить и определить степень потери слуха у детей самого раннего возраста.

  • Не ждите, когда ребенку исполнится три года, и он заговорит сам, обратитесь к логопеду как можно раньше.

  • Чем раньше вы обратите внимание на особенности фонематического восприятия вашего ребенка, чем раньше окажете ему помощь, тем результативнее она будет.
  • Начинайте формировать фонематическое восприятие в раннем, сенситивном для развития компенсаторных возможностей возрасте (с 1,5–2 лет).

  • Понаблюдайте за ребенком во время игры, еды, общения.
  • Знайте, что развитие фонематического восприятия имеет большое значение для развития речи, которая, в свою очередь, является предпосылкой для овладения чтением и письмом.

  • Помните, что речь — это средство общения, и ее развития нужно добиваться всеми способами.

  • Усвойте, что предстоит кропотливая и каждодневная работа.

Запомните основные установки работы по формированию предпосылок фонематических представлений:

  1. развивайте способность различать неречевые и речевые звуки;

  2. широко используйте эмоциональную, интонационную речь;

  3. чаще привлекайте внимание ребенка к звучащим игрушкам, предметам;

  4. работу над каждым из заданий проводите в определенной последовательности (составить план, посоветоваться с логопедом, вести дневниковые записи).

Советы по проведению занятий

  • Помните о главной направленности проводимого занятия.

  • Приготовьте необходимые игрушки, направленные на движение, визуальный и звуковой эффекты, а также картинки, аксессуары, музыкальные инструменты.

  • Всегда реагируйте на звуки, которые произносит ребенок.

  • Говорите медленно и четко, сопровождая речь мимикой.

  • Общаясь с ребенком, ясно и четко комментируйте каждое действие.

  • Используйте различные формы поддержки ребенка — улыбку, поглаживание, обнимание.

  • Не оказывайте физическую помощь ребенку, когда у него возникают трудности в повороте головы или в фиксации взгляда.

  • Заканчивайте задание, прежде чем оно надоест ребенку, своевременно переключив его на другую деятельность.

Каждое занятие необходимо выстраивать по следующей схеме:

Начало (2–3 минуты). Приветствие, настрой, поддержание эмоционально-положительного контакта. Можно погладить игрушку-зверушку, восторженно удивиться ее глазкам, хвостику, лапкам. Пусть игрушка «приветствует» ребенка; в течение всего занятия она будет наблюдать, как ребенок будет работать с мамой.

Основная часть занятия (20–30 минут). Она определяется логопедом из намеченного ранее плана. Это может быть занятие на различение звукоподражаний, ритмику, формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, знакомство с характером звучащих предметов, различение голосов, развитие понимания слов и инструкций, развитие слуховой памяти.

Запомните:

  • ваша речь не должна быть многословной, используйте короткие, четкие фразы;

  • стройте свой вопрос так, чтобы ребенок мог отреагировать кивком, жестом, улыбкой, звуком или словом (в зависимости от своих возможностей).

Заключительная часть занятия (2–5 минут). Это — подведение итогов, обязательно эмоциональное. Как можно разнообразнее похвалите ребенка за проделанную работу, отметьте, что это была не просто игра, а большая работа — деятельность. Отметьте успехи ребенка. Пусть его похвалят и те игрушки, которые присутствовали на занятии.


Зная и выполняя эти рекомендации, можно решить следующие проблемы: развить языковые способности, мышление, общение, желание сказать, говорить.


Это может Вам помочь

  • Помните, что при работе над развитием фонематического восприятия главным видом деятельности является игра.

  • Имейте в виду: большое значение имеет язык жестов. Он поможет ребенку не только общаться, но и впоследствии овладевать устной речью. Успешное использование жестов послужит стимулом к переходу на устную речь.

  • Убедитесь, что ребенок смотрит на Вас, только тогда говорите, сообщайте, просите, показывайте.

  • Знайте, что занятия по развитию фонематического восприятия проводятся не только в специально отведенный час, эта практика должна стать частью повседневной жизни.

  • Старайтесь проговаривать небольшие стихотворения, потешки, а ребенок пусть выполняет движения в зависимости от своих двигательных возможностей.

Игровые задания с движениями, направленные на развитие звукоподражаний

УА-УА

Наш малыш кричит с утра: «Уа-уа-уа»!

Успокойте малыша, пусть не плачет он

(Движения, убаюкивающие куклу).

АУ-АУ

Заблудились мы в лесу и кричим: «Ау-ау»!

А мы быстро в лес пойдем,

ребят громко позовем: «Ау-ау»!

(Руки к губам «рупором»).

АМ-АМ

Говорит собака: «Ам! Кошке мясо не отдам!»

Сама буду «ам-ам»!

Кошка тоже хочет «ам», молочка я кошке дам.

Пусть и кошка будет «ам-ам».

(Подать миску кошке и попросить ее покушать «ам-ам»).

МУ-МУ

Ест корова сено и кричит: «Му-му, молока кому?»

Нам-нам! Молочко мы будем «ам»!

(Побуждать ребенка к движениям губ и язычка).

КО-КО

Курочка гуляет, цыпляток считает:

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!»

Курочка зовет цыплят:

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, очень много тут всего!»

(Пальчиком постукивать по столу).

ДУ-ДУ

Кто на дудочке играет: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду»?

Сидит ворон на дубу, он играет во трубу: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду»

(Имитируется игра на дудочке).

ТУ-ТУ

Поезд мчится: «Ту-ту-ту, детей к морю я везу!»

Едем быстро, «ту-ту-ту», очень к морю я хочу!

(Движения руками, сжатыми в кулачки).

КУ-КУ

Сидит кукушка на суку и кричит: «Ку-ку, ку-ку!»

Малыш спрятался от мамы за диваном на полу

и кричит совсем тихонько: «Ку-ку, ку-ку!»

(Движение, закрывающее голову руками).

ГА-ГА

Гуси, гуси!

— Га, га, га!

ДА-ДА

Есть хотите?

— Да, да, да!

(Хлопки ладошками).

НА-НА

Котик хочет молока? На, котенок, на!

(Движения раскрытой ладошкой).

При использовании песенок и потешек:

  • Пойте и проговаривайте медленно, ритмично. 
  • Сопровождайте слова жестами, движениями.

  • Помогайте ребенку все движения делать вместе с вами.

  • Хвалите малыша за любую попытку произнести звук, слог, слово.

Знайте, что занятия по развитию фонематического восприятия у детей с ДЦП раннего возраста:

  • формируют ритмико-интонационную сторону речи;

  • подготавливают к словообразованию;

  • знакомят с характеристикой звуков;

  • развивают чувство ритма.

А также помните:

  • пение и речитатив являются самыми приятными для детей способами обучения. Это похоже на развлечение, но, повторяя, ребенок заучивает звуки, слоги и слова;

  • в стихах, песнях, потешках есть рифма, а умение чувствовать рифму — важный навык для детей с ДЦП;

  • песни, сопровождаемые жестами и движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений;

  • когда ребенок пытается произнести слово, не поправляйте его, а просто произнесите сами, чтобы еще раз продемонстрировать, как это надо сделать;

  • следите за тем, чтобы занятия по развитию фонематического восприятия длились только 20–40 минут ежедневно и заканчивались прежде, чем надоест ребенку;

  • заканчивая занятие, подведите итоги, оцените деятельность ребенка, дайте эмоциональную оценку участия ребенка в игре-учении;

  • радуйтесь вместе с ребенком! Поощряйте и хвалите его за любой, даже самый маленький шаг в победе над своим недугом!


Дорогие родители! Если Вы выполнили все советы, то обязательно в течение года заметите улучшения в фонематическом восприятии и возникновении речевой активности. Я уверена, что у вас есть силы, умение, терпение и желание. И помните: «Успешно учатся у того, кого любят!»

Это интересно

Упражнения для шеи
Эффективность восстановительного лечения больных ДЦП методом динамической проприоцептивной коррекции (ДПК) с применением рефлекторно-нагрузочного устройства “Гравистат” исследована на базе ДПБ №18 г.Москвы, Детского психо-неврологического санатория “Калуга-Бор”, ФГУП ФЦЭРИ по программе, предусматривающей комплексную клинико-физиологическую оценку.
Подробнее
Артрит
Традиционно артритом называют воспаления суставов, которые носят самое разное происхождение. Это может быть как самостоятельным заболеванием (напр. спондилит), так и проявлением какой-либо другой болезни (напр., ревматизм).
Подробнее
Нарушение осанки
Эволюция человека дала ему много ощутимых преимуществ. Помимо интеллекта, возможности выражать мысли и добиваться целей природа наградила людей возможностью ходить прямо, что в первую очередь поставило их на высшую ступеньку развития.
Подробнее
Спинальные дизрафии: от неолита до наших дней
Врожденные патологии позвоночника и спинного мозга — ровесники человечества. Это подтверждают многочисленные исследования, проводимые палеонтологами. В период неолита, за 5 тысяч лет до н.э., уже существовали описания патологий позвоночника. Записи по этой теме были и 3 тысячи, и 800 лет до н.э.
Подробнее