Как распознать нарушение моторики у ребенка

Сейчас, в преддверии летних каникул, самое время вспомнить о школе и поговорить о том, что может помешать вашему ребенку учиться. Например, это различные нарушения моторики.

Среди большого числа форм нейромоторных функциий, выполняемых организмом, можно выделить три, особо важные для обучения в школе: скорость мелкой моторики, графологическая беглость и координация крупных двигательных актов. Нарушение функции мелкой моторики может приводить к проблемам при занятиях художественной самодеятельностью и на уроках труда, осложнять обучение игре на музыкальных инструментах или управление компьютерной мышкой. Дискоординация движений глаз и рук может проявляться в невозможности быстрой и точной интеграции зрительных стимулов со специфической моделью движений рук. Дети могут испытывать трудности при попытке вспомнить последовательность тонких двигательных актов, осуществляемых во время игры на музыкальных инструментах или при завязывании шнурков.

Детская диспраксия относится к нарушению формирования идеомоторного плана, выполнению координированных двигательных актов и регулированию модели действий с целью исполнения определенного задания. Термин «графомоторная функция» относится к специфическим двигательным компонентам письма. Выделяют несколько подтипов графомоторной дисфункции, нарушение которых приводит к значительному расстройству письма. Например, у ребенка может быть нарушена визуализация в процессе письма, он испытывает затруднения, связанные с изображением букв и слов при письме. У него неразборчивый почерк с неравномерными и неадекватными промежутками между словами.

При нарушении графомоторной памяти у детей нарушается способность быстро и точно вспомнить форму букв и цифр. Они испытывают затруднения при написании отдельных букв и предпочитают пользоваться печатными, а не письменными буквами. Иногда можно наблюдать признаки пальцевой агнозии или нарушение графомоторной обратной связи: детям трудно определять расположение пальцев рук при письме. В этом случае они стараются очень близко приближать глаза к странице и слишком сильно надавливают на карандаш. При дефиците графомоторной продукции дети испытывают затруднения при выполнении высоко координированной последовательности двигательных актов, необходимых в процессе письма. Этот феномен называется диспраксическая дисграфия. Выражается в том, что ребенок может понимать и представлять, что он собирается написать, но в то же время испытывает затруднения при назначении ролей различным мышечным группам кистей рук в процессе письма.

Бывает, что при хорошей скорости мелкой моторики при выполнении механических действий, у ребенка очень низкая графомоторная скорость, что выражается в затруднении при письме или неразборчивом почерке.

При нарушениях функций крупных двигательных актов дети могут испытывать проблемы с переработкой внешней пространственной информации: они не способны поймать или бросить мяч, так как не могут точно оценить его траекторию в пространстве.

Если у ребенка есть нарушения поступления или интерпретации проприоцептивной и кинестетической информации (импульсов) от периферических суставов и мышц, у него изменено чувство положения тела. Ему трудно даются виды деятельности, требующие поддержание равновесия и соответствующего контроля за движениями тела.

При несоответствии требованиям, предъявляемым к моторному праксису для выполнения некоторых видов активности, в которых задействована крупная моторика, детям бывает трудно вспомнить или планировать выполнение сложных двигательных актов: танец, плавание или занятия гимнастикой. Дети с нарушением крупной моторики могут испытывать значительные проблемы на уроках физкультуры. Расстройство крупной моторики у ребенка может привести к нарушениям взаимоотношений в коллективе, отчужденности и ощущению собственной неадекватности.


И, конечно, самый главный вопрос: что делать? Для устранения проблем, связанных с нарушением моторики, применяются различные упражнения, развивающие игры и специальная гимнастика. Но об этом мы поговорим в отдельной статье.

Это интересно

Упражнения для шеи
Эффективность восстановительного лечения больных ДЦП методом динамической проприоцептивной коррекции (ДПК) с применением рефлекторно-нагрузочного устройства “Гравистат” исследована на базе ДПБ №18 г.Москвы, Детского психо-неврологического санатория “Калуга-Бор”, ФГУП ФЦЭРИ по программе, предусматривающей комплексную клинико-физиологическую оценку.
Подробнее
Артрит
Традиционно артритом называют воспаления суставов, которые носят самое разное происхождение. Это может быть как самостоятельным заболеванием (напр. спондилит), так и проявлением какой-либо другой болезни (напр., ревматизм).
Подробнее
Нарушение осанки
Эволюция человека дала ему много ощутимых преимуществ. Помимо интеллекта, возможности выражать мысли и добиваться целей природа наградила людей возможностью ходить прямо, что в первую очередь поставило их на высшую ступеньку развития.
Подробнее
Спинальные дизрафии: от неолита до наших дней
Врожденные патологии позвоночника и спинного мозга — ровесники человечества. Это подтверждают многочисленные исследования, проводимые палеонтологами. В период неолита, за 5 тысяч лет до н.э., уже существовали описания патологий позвоночника. Записи по этой теме были и 3 тысячи, и 800 лет до н.э.
Подробнее